Строительство маяка осложнялось отсутствием причала и строительной площадки, где можно было бы хранить материалы, собирать конструкции и размещать рабочих. Все доставляемые грузы и элементы конструкции в условиях неспокойного моря приходилось сразу устанавливать на месте.
Единственным судном, осуществлявшим доставку строительных материалов, было «Рошу-мару» — корабль маячного департамента Японии, занимавшийся снабжением и строительством маяков. Ранее этот пароход принадлежал Китайско-Восточной железной дороге и носил название «Аргунь», но был захвачен японцами в корейских водах 25 января 1904 года (по старому стилю). Впоследствии, 30 октября 1942 года, он был потоплен артиллерийским огнём американской подводной лодки «Драм» южнее острова Хонсю.
Для установки маяка верхняя часть скалы Сивучья была срезана, однако образовавшейся площадки оказалось недостаточно. Её расширили с помощью бетонирования. На высоте 7,5 метра над уровнем моря был заложен пол подвального этажа, где разместили цистерны с водой и жидким топливом для электрогенераторов. Собственных источников пресной воды на маяке не было, её доставляли судами.
Первый этаж, полностью расположенный над скалой, имел овальную форму. Его внешние размеры составляли 17,5 метра по большей оси и 12,5 метра по меньшей. Внутреннее пространство — 14 и 9 метров соответственно. Наружные стены из монолитного железобетона были толщиной 1,75 метра.
Второй этаж имел внешние размеры 14,5 на 9,5 метра, а внутренние — 13 на 8 метров. Толщина железобетонных стен составляла 0,75 метра. Во всех этажах предусматривались оконные проёмы. Высота помещений варьировалась, но основные имели потолки около 2,55 метра.
На первом этаже размещались электрогенераторы, насосы и другие технические устройства, а также находился вход в маяк — с наружной лестницы и трапа, ведущего к месту причаливания шлюпок. На втором этаже были обустроены жилые комнаты, кухня-столовая, умывальная и уборная. Над ним располагалась огороженная площадка.
Башня встроена в двухэтажное овальное основание маяка. Она имеет цилиндрическую форму, высоту 31,2 метра и состоит из девяти этажей. Конструкция выполнена из монолитного железобетона. Наружный диаметр башни составляет 6,1 метра, внутренний — 5 метров, а толщина стен — 55 сантиметров. Внутри проходит винтовая лестница, ведущая в подфонарное помещение.
Функциональное зонирование этажей башни:
- 1-й этаж — баня,
- 2-й этаж — кладовая,
- 3-й этаж — две кладовые,
- 4-й, 5-й и 6-й этажи — по одной жилой комнате на каждом,
- 7-й этаж — эркер, на крыше которого был установлен рупор сирены; также здесь располагалось помещение пневматической сирены, расширительный бак системы водяного отопления и водонапорный бак,
- 8-й этаж — склад маячного имущества.
В фонарном сооружении был установлен светооптический аппарат 3-го разряда с оптической системой диаметром около 1 метра и весом 900 килограммов. Для обеспечения заданной проблесковой характеристики система вращалась за счёт часового механизма, приводимого в действие гирей весом 270 килограммов, которую необходимо было поднимать каждые три часа. Оптический аппарат вращался на поплавке, находившемся в чаше с 300 килограммами ртути, выполнявшей роль подшипника.
Штат маяка с момента его ввода в эксплуатацию состоял из четырёх человек.
В начале 1940 года Великобритания, а затем и СССР официально уведомили мореплавателей об установке маяка и звукового туманного сигнала на небольшом острове к югу от мыса Нака-Сиретоко. Маяк был окрашен в чёрный цвет с белыми полосами. Его белый огонь имел два проблеска в течение 24 секунд и был виден на расстоянии 17 миль (31,5 километра). Расположенная рядом сирена издавала звуковой сигнал с тем же интервалом.
Осторожно РАДИАЦИЯ!
В 1990 году маяк Анива был переведён на автоматический режим, а обслуживающий персонал, ранее постоянно находившийся на объекте, был снят. Специалисты Гидрографической службы ТОФ и ВНИИТФА установили на маяке светооптический аппарат АСА-500М, радиомаяк Агат-1 и радиоизотопную энергетическую установку ИЭУ-1М, которая обеспечивала оборудование электроэнергией, но впоследствии была демонтирована.
Для улучшения опознавания маяка в сложных метеоусловиях радиолокаторами судов в третьем квартале 1997 года был установлен и введён в эксплуатацию радиолокационный маяк-ответчик (РЛМО) УКТ-10101.
Долгие годы маяк функционировал в автономном режиме: рассчитывал время года, поворачивал фонарь и передавал радиосигналы морским судам. Минимальные затраты на обслуживание позволяли ему работать на протяжении многих лет как полностью автоматизированный маяк-робот. Однако судьба его оказалась печальной: в 2006 году Маяк Анива превратился в заброшенное здание, после того как с него сняли вышедшие из строя энергетические установки.
Но даже сегодня, стоя на скале среди бушующих волн, он остаётся символом силы, стойкости и неизведанных тайн сахалинских морей.
Маяк Анива закрыт
Доступ к маяку ограничен
В 2024 году военный корабль, подошедший к маяку, высадил на скалу матросов, а сам бросил якорь у входа в Анивский залив. Экипаж занялся уборкой территории и вывозом скопившегося мусора. Простоял корабль у маяка сутки. В этот день маяк был закрыт для посетителей.
Позднее военные вернулись, вновь перекрыв доступ к маяку ещё на одни сутки. На этот раз входные двери оказались заблокированы, но вскоре были взломаны мародёрами, и проход внутрь снова стал свободным. Что ждёт маяк в 2025 году — покажет время.
Реконструкция маяка Анива
Февраль 2025 года уже на пороге, но ремонтные работы на маяке так и не начались. В 2024 году специалисты провели исследования состояния конструкции и замеры глубин вокруг скалы Сивучьей, на которой стоит маяк. По слухам, в будущем здесь планируется создать музей, оборудовать причал и даже построить вертолётную площадку.
Будем следить за развитием событий. Следите за новыми публикациями!