Время на Сахалине: 17:11
Заказ тура

Маяк Анива реконструкция, история, современность, как добраться , сколько стоит поездка, чертежи

маяк Анива

Маяк Анива: где находится и как добраться

Маяк Анива – одно из самых загадочных и впечатляющих мест на Сахалине. Он расположен на скалистом островке в Охотском море у мыса Анива, к юго-востоку от Южно-Сахалинска. Добраться до него можно только водным транспортом – на катере или лодке. Зимой путешествие затруднено из-за суровых погодных условий.

Маяк Анива на карте мира

маяк Анива на карте

Маяк Анива на карте Яндекс - карта интерактивная и её можно двигать.

Маяк Анива маршрут и экскурсии

Сегодня маяк Анива закрыт для свободного посещения, но туристические компании предлагают организованные туры. Стандартный маршрут начинается из Южно-Сахалинска, откуда туристов доставляют в село Новиково, а затем на катере – прямо к маяку. Экскурсии проходят как летом, так и зимой. Стоимость тура на маяк Анива из Южно-Сахалинска зависит от сезона и группы участников. Есть и способы дешевле добраться до маяка Анива.

История и легенды маяка Анива

Японский маяк Анива был построен в 1939 году, когда Сахалин находился под управлением Японии. Его высота составляет 31 метр, а внутри находилось автономное оборудование, обеспечивающее его работу без участия человека. После перехода Сахалина России маяк постепенно пришёл в запустение. С маяком Анива связаны мистические истории и легенды. Говорят, что здесь обитают призраки заблудших моряков, а в шторм маяк кажется особенно зловещим. На маяке Анива были случаи гибели смотрителей маяка. Об этом было написано во времена СССР в газете.

Легенда о проклятии маяка Анива: призраки, тайны и лёгкий холодок за шиворот 

Если вы думали, что маяки — это просто скучные башни, освещающие путь кораблям, то маяк Анива готов вас удивить. Помимо шикарных видов и океанского ветра, здесь можно встретить… призрака!

По легенде, давным-давно смотритель маяка жил здесь в полном одиночестве, пока однажды не узнал, что его семья погибла вдали от острова. В отчаянии он шагнул в бушующее море… и с тех пор, говорят, его дух так и остался на маяке.

Моряки поговаривают, что по ночам внутри слышны шаги, а в окнах мелькает чей-то силуэт. Туристы утверждают, что их фото с маяка иногда "украшают" таинственные тени, а у некоторых тут даже компасы сходят с ума.

Конечно, может, это просто сквозняки и игры света… но если вдруг на маяке вы почувствуете лёгкий холодок по спине, не переживайте — это просто смотритель проверяет, хорошо ли вы устроились.

А так выглядел маяк Анива, когда был в рабочем состоянии. Фотография маяка Анива.

Фотография маяка Анива

маяк Анива

Несчастный случай на маяке Анива

На маяке Анива произошёл трагический инцидент. 21 апреля 1971 года в результате несчастного случая погибли начальник и старший техник маяка — единственные мужчины, работавшие там на тот момент. Оставшиеся две женщины, их жёны, находясь в шоковом состоянии, не смогли запустить технические средства маяка и установить радиосвязь с гидрографической службой в Корсакове. В результате маяк не функционировал с 21 по 24 апреля. Об этом было написано в газетах Сахалина, вспоминают местные жители.

Маяк Анива внутри и реконструкция

Сейчас здание маяка нуждается в реставрации. Внутри сохранились старые механизмы, комнаты смотрителей, лестницы и технические помещения. Из-за отсутствия ухода здание постепенно разрушается, но его атмосфера по-прежнему завораживает.

В последние годы обсуждаются планы реконструкции и ремонта маяка Анива, однако пока он остаётся заброшенным. Некоторые туристы опасаются посещения из-за слухов о радиации, но подтверждённых данных о её наличии нет.

Маяк Анива башня

Винтовая лестница внутри маяка Анива

маяк анива внутри

Иллюминатор внутри маяка Анива

маяк анива внутри

Окно внутри маяка Анива

маяк анива внутри

Кухонное помещение внутри маяка Анива

маяк анива внутри

Гнёзда чаек на маяке Анива

чайки на подоконнике маяка анива

Маяк Анива фото, видео и отзывы туристов

Маяк Анива на фото и видео выглядит особенно впечатляюще – его заброшенный облик создаёт ощущение, будто время здесь остановилось. Туристы, побывавшие на маяке, оставляют восторженные видео отзывы о его необычной атмосфере и потрясающих видах. А на этой страничке можно прочитать письменные отзывы о маяке Анива. Однако многие отмечают сложность маршрута и капризы сахалинской погоды.

Маяк Анива на карте и чертежи

Для желающих изучить местоположение маяка, его легко найти на карте Сахалина. Также сохранились чертежи маяка Анива, по которым можно представить его устройство и инженерные решения.

маяк Анива

чертёж маяка Анива

чертёж маяка анива

чертёж маяка анива

История маяка Анива 

Маяк Анива – это не просто навигационное сооружение, а настоящая легенда, возвышающаяся над бурными водами у юго-восточной оконечности Сахалина. Его официальный номер в российской книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» – 2385, а в британском реестре огней – М 7842.

История начинается с голландского мореплавателя Мартина Герритсона Де Фриза, открывшего мыс Анива. Русские офицеры первой кругосветной экспедиции 1803–1806 годов детально описали его в своих дневниках. Высокие, суровые утёсы мыса всегда представляли опасность для кораблей, а сильные течения и частые туманы лишь усугубляли ситуацию.

К концу XIX века стало очевидно: здесь нужен маяк! Однако строительство казалось почти невозможным — крутые скалы, отсутствие удобного причала и бурные воды мешали доставке стройматериалов. Даже после катастрофы немецкого парохода «Космополит» в 1898 году работы так и не начались. Но японцы, получившие южный Сахалин после Русско-японской войны, решили довести дело до конца.

Проектировал маяк инженер Миура Синобу — он же разработал знаменитый маяк Кайгара. Строительство велось в невероятно сложных условиях: верхушку скалы срезали, а затем нарастили бетонной платформой. Маяк получился уникальным — массивное овальное основание с девятиэтажной цилиндрической башней высотой 31,2 метра. Внутри — винтовая лестница, жилые помещения, кухня, даже баня! А оптическая система с 300 кг ртути позволяла огню светить на 31,5 км. В 1945 году маяк перешёл к СССР.

Строительство маяка осложнялось отсутствием причала и строительной площадки, где можно было бы хранить материалы, собирать конструкции и размещать рабочих. Все доставляемые грузы и элементы конструкции в условиях неспокойного моря приходилось сразу устанавливать на месте.

Единственным судном, осуществлявшим доставку строительных материалов, было «Рошу-мару» — корабль маячного департамента Японии, занимавшийся снабжением и строительством маяков. Ранее этот пароход принадлежал Китайско-Восточной железной дороге и носил название «Аргунь», но был захвачен японцами в корейских водах 25 января 1904 года (по старому стилю). Впоследствии, 30 октября 1942 года, он был потоплен артиллерийским огнём американской подводной лодки «Драм» южнее острова Хонсю.

Для установки маяка верхняя часть скалы Сивучья была срезана, однако образовавшейся площадки оказалось недостаточно. Её расширили с помощью бетонирования. На высоте 7,5 метра над уровнем моря был заложен пол подвального этажа, где разместили цистерны с водой и жидким топливом для электрогенераторов. Собственных источников пресной воды на маяке не было, её доставляли судами.

Первый этаж, полностью расположенный над скалой, имел овальную форму. Его внешние размеры составляли 17,5 метра по большей оси и 12,5 метра по меньшей. Внутреннее пространство — 14 и 9 метров соответственно. Наружные стены из монолитного железобетона были толщиной 1,75 метра.

Второй этаж имел внешние размеры 14,5 на 9,5 метра, а внутренние — 13 на 8 метров. Толщина железобетонных стен составляла 0,75 метра. Во всех этажах предусматривались оконные проёмы. Высота помещений варьировалась, но основные имели потолки около 2,55 метра.

На первом этаже размещались электрогенераторы, насосы и другие технические устройства, а также находился вход в маяк — с наружной лестницы и трапа, ведущего к месту причаливания шлюпок. На втором этаже были обустроены жилые комнаты, кухня-столовая, умывальная и уборная. Над ним располагалась огороженная площадка.

Башня встроена в двухэтажное овальное основание маяка. Она имеет цилиндрическую форму, высоту 31,2 метра и состоит из девяти этажей. Конструкция выполнена из монолитного железобетона. Наружный диаметр башни составляет 6,1 метра, внутренний — 5 метров, а толщина стен — 55 сантиметров. Внутри проходит винтовая лестница, ведущая в подфонарное помещение.

Функциональное зонирование этажей башни:

  • 1-й этаж — баня,
  • 2-й этаж — кладовая,
  • 3-й этаж — две кладовые,
  • 4-й, 5-й и 6-й этажи — по одной жилой комнате на каждом,
  • 7-й этаж — эркер, на крыше которого был установлен рупор сирены; также здесь располагалось помещение пневматической сирены, расширительный бак системы водяного отопления и водонапорный бак,
  • 8-й этаж — склад маячного имущества.

В фонарном сооружении был установлен светооптический аппарат 3-го разряда с оптической системой диаметром около 1 метра и весом 900 килограммов. Для обеспечения заданной проблесковой характеристики система вращалась за счёт часового механизма, приводимого в действие гирей весом 270 килограммов, которую необходимо было поднимать каждые три часа. Оптический аппарат вращался на поплавке, находившемся в чаше с 300 килограммами ртути, выполнявшей роль подшипника.

Штат маяка с момента его ввода в эксплуатацию состоял из четырёх человек.

В начале 1940 года Великобритания, а затем и СССР официально уведомили мореплавателей об установке маяка и звукового туманного сигнала на небольшом острове к югу от мыса Нака-Сиретоко. Маяк был окрашен в чёрный цвет с белыми полосами. Его белый огонь имел два проблеска в течение 24 секунд и был виден на расстоянии 17 миль (31,5 километра). Расположенная рядом сирена издавала звуковой сигнал с тем же интервалом.

Осторожно РАДИАЦИЯ!

В 1990 году маяк Анива был переведён на автоматический режим, а обслуживающий персонал, ранее постоянно находившийся на объекте, был снят. Специалисты Гидрографической службы ТОФ и ВНИИТФА установили на маяке светооптический аппарат АСА-500М, радиомаяк Агат-1 и радиоизотопную энергетическую установку ИЭУ-1М, которая обеспечивала оборудование электроэнергией, но впоследствии была демонтирована.

Для улучшения опознавания маяка в сложных метеоусловиях радиолокаторами судов в третьем квартале 1997 года был установлен и введён в эксплуатацию радиолокационный маяк-ответчик (РЛМО) УКТ-10101.

Долгие годы маяк функционировал в автономном режиме: рассчитывал время года, поворачивал фонарь и передавал радиосигналы морским судам. Минимальные затраты на обслуживание позволяли ему работать на протяжении многих лет как полностью автоматизированный маяк-робот. Однако судьба его оказалась печальной: в 2006 году Маяк Анива превратился в заброшенное здание, после того как с него сняли вышедшие из строя энергетические установки.

Но даже сегодня, стоя на скале среди бушующих волн, он остаётся символом силы, стойкости и неизведанных тайн сахалинских морей.

Маяк Анива закрыт 

Доступ к маяку ограничен

В 2024 году военный корабль, подошедший к маяку, высадил на скалу матросов, а сам бросил якорь у входа в Анивский залив. Экипаж занялся уборкой территории и вывозом скопившегося мусора. Простоял корабль у маяка сутки. В этот день маяк был закрыт для посетителей.

Позднее военные вернулись, вновь перекрыв доступ к маяку ещё на одни сутки. На этот раз входные двери оказались заблокированы, но вскоре были взломаны мародёрами, и проход внутрь снова стал свободным. Что ждёт маяк в 2025 году — покажет время.

Реконструкция маяка Анива

Февраль 2025 года уже на пороге, но ремонтные работы на маяке так и не начались. В 2024 году специалисты провели исследования состояния конструкции и замеры глубин вокруг скалы Сивучьей, на которой стоит маяк. По слухам, в будущем здесь планируется создать музей, оборудовать причал и даже построить вертолётную площадку.

Будем следить за развитием событий. Следите за новыми публикациями!

Экскурсия на маяк Анива: цена и отзывы

Экскурсии на маяк Анива доступны в тёплое время года. Цена поездки варьируется в зависимости от туроператора и количества участников. Судя по отзывам, путешествие стоит того, чтобы увидеть этот уникальный объект воочию.

Если вы мечтаете о захватывающем приключении, обязательно включите маяк Анива в свой список мест для посещения!

Смотрите также

5 часов

Экскурсия на маяк Анива из Новиково

Маршрут: Новиково - маяк Анива - Новиково
Если вам не нужен трансфер из Южно-Сахалинска.
5500 руб.
Подробнее
8 часов

Гастро тур на озеро Буссе

Маршрут: Южно-Сахалинск - Корсаков, озеро Буссе
Погрузитесь в уникальное гастрономическое приключение
7000 руб.
Подробнее
8 часов

Тур на мыс Птичий и мыс Великан

Маршрут: Южно-Сахалинск, Охотское, мыс Птичий.
Откройте для себя одно из самых живописных мест Сахалина
7000 руб.
Подробнее